На Netflix вышел пятый сезон сериала «Корона», который обсуждают, кажется, все вокруг. Рассказываем, как сериал объясняет два чисто английских явления — само существование британской монархии и феномен ее популярности в мире.
Определенный артикль the в английском используется, когда надо сказать что-то конкретное. The dog — то есть вот именно эта собака. The man — конкретно вот этот мужчина.
Когда слышим The Queen (опуская случаи, когда говорят о рок-группе), понятно, о ком речь. В мире много королев, но Королева — одна.
«Корона» в этом плане уникальна. Она может заинтересовать даже самых далеких от британского церемониала. Ведь послушайте, почему нам так интересна эта далекая Елизавета II и все эти Виндзоры? Какое нам дело до того, что происходит на этих мрачных островах? В чем же дело?
Начнем с последнего. Пятый сезон рассказывает, пожалуй, о самом непростом времени для королевской семьи. Британия медленно вступает в XXI век, и не факт, что монархия этот переход переживет: брак принцессы Дианы и Чарльза не просто трещит по швам — он на полной скорости летит в кирпичную стену, а сама страна в глубочайшем экономическом кризисе. И, как обычно, удержать все это и семью от развала — задача Ее Величества.
По первым же эпизодам можно похвалить кастинг. Оливия Коулман передала корону Имельде Стонтон (большинству она знакома по роли Долорес Амбридж в «Гарри Поттере»). И Стонтон собрала свою Елизавету — в ней есть немного от предшественниц (манеры Клэр Фой, голос Коулман), но и собственные нотки.
Ее Елизавета уже давно не новичок в системе. Но с возрастом она не замечает — или не хочет замечать — одну проблему. А воплощает эту проблему на экране Элизабет Дебики в роли принцессы Дианы. Думаю, ее историю кто-то знает, а кто-то еще помнит. Судя по первым эпизодам, Дебики воплотила ту самую Диану, которые многие видели в выпусках новостей. При этом актриса играет чуть более взрослую версию принцессы, отличную от образа Эммы Коррин или от версии Кристен Стюарт в фильме «Спенсер».
Многие возмущаются Домиником Уэстом в роли принца Чарльза: что он выглядит как красавчик Супермен, притворяющийся Кларком Кентом. Впрочем, это вкусовщина — видно, что Уэст старается превратиться в чопорного принца и играет его уже заматеревшую версию.
По первым эпизодам видно, что здесь все так же стабильно, как британская монархия, и стабильно хорошо. Каждый эпизод либо посвящен отдельной теме, либо рассказывает несколько историй, но с общей линией. Например, в третьей серии — абсолютно неожиданная история о Мохаммеде Аль-Файеде, отце возлюбленного леди Ди, и о его дружбе с лакеем отрекшегося от престола дяди Елизаветы, который учил его жить в британском обществе. И этот эпизод оказался настолько трогательным, что на первых порах затмил всю остальную драму в начале сезона.
Главное, конечно, здесь история Дианы. Это и развод с Чарльзом, и следующий из-за этого кризис Виндзоров, и ее гибель. Поэтому к кастингу на эту роль было приковано все внимание. Про Элизабет Дебики говорили, что она слишком высокая, слишком «неутонченная», хотя внешнее сходство налицо. Споров было не меньше, чем вокруг кастинга Кристен Стюарт, но у авторов сериала за пять сезонов сложился огромный кредит доверия. В итоге Дебики на экране хороша.
Хотя скандалы, конечно, на этапе производства были. Подруга Дианы Джемима Кхан была консультантом и даже одним из сценаристов, но позже покинула проект. Ей не понравилось, как будут показаны последние годы принцессы.
В целом на принцессе Уэльской завязана основная линия сезона. Что неудивительно — Диана стала переломным периодом для Виндзоров. Фанаты ждут двух эпизодов: с «платьем мести», ее самым знаменитым нарядом, который она надела, нарушив все каноны, после того как Чарльз публично признался в измене и, конечно, эпизод с ее гибелью в автокатастрофе в Париже.
До сих пор вокруг ее смерти полно теорий заговора — что это сделали агенты МИ-6, что водитель был пьян и так далее. Авторы сериала известны своим пиететом к таким моментам — например, возможные измены мужа королевы Филиппа показали так, что были они или нет — тут каждый поймет по-своему. Так что и эпизод с гибелью Дианы наверняка будет выверен до деталей. Но! Те, кто ждет его в этом сезоне, расстроятся — гибель леди Ди покажут только в следующем.
Из любопытства многие ждали появления Тони Блэра. А российская аудитория — Бориса Ельцина, он есть в одной из серий вместе с женой Наиной. Какими они получились на экране? Посмотрите и сами решите.
Происходящее в сериале и наша реальность сейчас тесно переплелись. Например, после смерти королевы съемочный процесс приостановили на несколько дней. Специально, чтобы дать группе прийти в себя — и, видимо, понять, как изменятся сценарии будущих сезонов.
Даже получается какое-то метаповествование: Елизавета и в сериале, и в реальности старалась сделать королевскую семью чуть более открытой для публики, поэтому в 1960-е сняли знаменитый и ранее запрещенный фильм для ВВС. И сериал «Корона» можно считать логичной эволюцией этой идеи. Куда уж более открыто, чем шоу на Netflix?
Но здесь есть и тонкие моменты. Ведь это не просто байопик — история прямо сейчас разворачивается на наших глазах. И ее акторы живы, и кто-то даже смотрит «Корону»: известно, что принцесса Евгения Йоркская, внучка королевы, — фанатка шоу. Более того, она даже показывала его бабушке — и та, видимо, сделала отсылку к одной из серий во время рождественского обращения в 2017 году. Елизавете, говорят, сериал понравился, но некоторые события она назвала «излишне драматизированными».
Поэтому в Букингемском дворце очень щепетильны в вопросе этой тонкой грани и того, как показывают британских монархов. После выхода четвертого сезона, где появилась Диана, Netflix хотели попросить вставить дисклеймер, что не все события в сериале являются исторически достоверными. В итоге плашка появилась только в трейлере.
И каждый сезон кто-то из публичных фигур обвиняет авторов в домыслах. Касательно пятого, например, экс-премьер Джон Мейджор заявил, что никаких попыток принца заручиться его поддержкой в вопросе отречения королевы в пользу Чарльза не было.
Да, подчеркнуто, что это шоу «по мотивам исторических событий», хотя за достоверностью авторы следят и на все костюмы, декорации и прочее уходит огромная сумма — 13 миллионов долларов за эпизод, что делает «Корону» одним из самых дорогих сериалов в мире. Да и актеры в интервью неоднократно говорили, что стараются играть все-таки придуманную версию своих героев, чтобы никого не обидеть.
В общем, пока что авторам удается балансировать на этой тонкой грани. Хотя на будущее, видимо, решили себя обезопасить — уже заявили, что скандалы с женой принца Гарри Меган Маркл в сериале показывать не будут.
Во-первых, не все. Кто-то хочет быть в курсе дел семейства Кардашьян, кто-то следит за происходящим у Виндзоров. «Корона» нравится далеко не каждому.
Если без шуток, то сериал популярен по нескольким причинам. Очевидное: крепкий сценарий, в основе которого колоссальная фактура, хорошие актеры, красивые места и декорации. Но есть в этой формуле и другие, куда более важные и глубокие переменные.
Это уникальная история об уникальной женщине — Елизавета застала и Черчилля, и Вторую мировую, и смерть Кеннеди, и пандемию. Через ее семью мы можем видеть историю всего мира. Для британцев Елизавета — подсознательно — материнская фигура, ну а мы можем вот таким способом хотя бы немного понять их.
Затем благодаря шоу можно наконец разобраться, как вообще устроена британская политическая система, где королева не то чтобы правит, а премьер-министр и парламент не то чтобы всевластны. Пожалуй, лучшей рекламы конституционной монархии и не придумаешь: вы только посмотрите, сколько она пережила и как парламент, министры, монархи сражаются за то, чтобы в стране был порядок и достаток.
И наконец, еще один секрет популярности. Они, эти люди голубых кровей, оказывается, очень похожи на нас. Такие же реальные, смешные и не очень, со своими тараканами и заскоками, а их проблемы и драмы ничем не отличаются от наших. Разве что масштабом.
Текст: Никита Гмыза
13 ноября, 2022