Почему мы мечтаем жить вечно? Прочитайте отрывок из книги «Переживание чувств»

Почему мы мечтаем жить вечно? Прочитайте отрывок из книги «Переживание чувств»

В издательстве «МИФ» вышла книга Сьюзан Кейн «Переживание чувств. О силе грусти и внутренней свободе». Она о том, как научиться ценить каждое переживание и находить в них ресурс, чтобы пронзительнее ощущать красоту этого мира. Публикуем отрывок про то, почему возникает страх смерти и зачем все хотят жить вечно.

Наступит время, когда наши потомки, расселившись по далеким планетам, решат, что изучать историю Древней Земли можно лишь после определенного возраста, так как тема эта слишком тяжелая; дети же, знакомясь с историей,
будут рыдать, узнав, что когда-то в мире существовала Смерть.

Элиезер Юдковский
«Гарри Поттер и методы рационального мышления»


Мой брат, по профессии врач-рентгенолог, специализирующийся на органах брюшной полости, работал в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке и в апреле 2020 года умер от осложнений после ковида. В течение нескольких дней после его ухода мне временами было тошно как в прямом, так и в переносном смысле. Почему на нас накатывает что-то вроде морской болезни, когда кто-то умирает, даже если, как в случае с моим братом, этот человек давно перестал быть частью нашей повседневной жизни?

Дело не в одиночестве, которое остро чувствовало вину кровати, когда она замечала недочитанную книгу на его ночном столике; вдова, которой не с кем стало поговорить вечером, и на следующий день, и следующим вечером, и потом. Дело не в моей тоске по иронии и своеобразному чувству юмора моего брата и не в том, что он был запросто готов объехать все супермаркеты в районе, чтобы найти именно те бананы, какие любит наша уже весьма немолодая мать. Дело и не в рыданиях нашего обычно сдержанного отца, которому я сообщила новость по телефону (он и сам умер от ковида в тот же год).

Мне было тошно из-за горя, которое настигло как-то раз моего сына-третьеклассника, и он тогда тоже расплакался: так, как было, больше не будет никогда. Никогда больше не будет этого учителя, всех этих одноклассников, никогда больше не придется осваивать деление в столбик (хотя математика и не вызывает у него особого восторга).

Мой брат умер в 62 года. За семь лет до этого он встретил Паулу, любовь всей жизни. Их отношения с самого начала были глубокими и искренними, и за несколько месяцев до начала пандемии они поженились. Это был его первый брак. На свадьбе он заметил, что некоторые тосты были на тему «лучше поздно, чем никогда», но главное все же в другом: «Этого чувства стоило ждать».

В течение нескольких дней после смерти брата его коллеги рассказывали о нем разные истории. Оказывается, он иногда приходил в палату к пациенту среди ночи с портативным ультразвуковым аппаратом, чтобы перепроверить диагноз. Оказывается, время никогда его не волновало: «Единственное, о чем он думал, — это пациенты». Оказывается, он недавно получил премию «Выдающийся преподаватель» и еще одну — «Преподаватель года», а это самая почетная премия в его отделении. Он был скромным человеком, так что я совсем не удивилась, что он никогда не говорил об этих премиях. Но я бы хотела его поздравить.

Брат был на 11 лет старше меня. Он научил меня кататься на велосипеде. Однажды он придумал игру, и если я нарушала одно из ее идиотских правил, то должна была отправляться в «настоящую школу»; до сих пор помню, как он сидел в кухне у телефона и делал вид, что говорит с местными учителями.

После его смерти подобные воспоминания вдруг стали приходить ко мне часов в пять утра. Все это было много лет назад. Так, как было, больше не будет никогда.

Можно привыкнуть к мысли, что все проходит. Можно начать читать философов-стоиков, которые учат, что нужно принять смерть как неизбежность. Можно следовать их совету и помнить о смерти (и благодаря этому больше ценить жизнь). Можно медитировать на непостоянство всего сущего. Я регулярно все делаю, и это в какой-то мере помогает подготовиться. Но страшная красота недолговечного и невозвратимого сильнее любого из нас. В лучшие моменты жизни, особенно в присутствии возвышенной музыки, произведения искусства, природы, нам удается осознать трагическое величие происходящего. В остальное время приходится просто жить. Возникает вопрос: как? Как же жить, когда творится немыслимое? В этой и следующих главах мы обсудим противоречивые на первый взгляд ответы на самые важные жизненные вопросы.

Август 2017 года. В конференц-зале Сан-Диего откроется вторая ежегодная конференция RAADfest — «Вудсток за радикальное продление жизни»*. Сторонников этого движения называют по-разному: активисты, выступающие против смерти; сторонники радикальных мер продления жизни и трансгуманизма; энтузиасты долголетия. Я буду называть их имморталистами*, то есть верующими в бессмертие. «Присоединяйтесь к революции против старения и смерти, — призывают организаторы RAADfest прямо на первой странице своего сайта. — В числе спикеров — ученые с мировым именем, влиятельные мыслители, визионеры в области методов радикального продления жизни... Все они звезды, настоящие супергерои нашего времени».

Вера в бессмертие становится все боле популярной темой, и все больше людей считают, что мы можем и должны жить вечно. Даже у тех, кому сейчас около пятидесяти, есть шанс прожить гораздо более долгую и здоровую жизнь, если мы сумеем достичь «скорости убегания от старости», как сформулировал Обри де Грей, эксперт в области технологий, харизматичный и эксцентричный лидер имморталистов с мафусаиловой бородой почти до пояса. И тогда мы сможем увеличить продолжительность жизни лет на двести-триста; не исключено, что со временем люди и вовсе перестанут умирать. Де Грей утверждает, что, вместо того чтобы бороться со старческими заболеваниями вроде болезни Альцгеймера, правильнее объявить главным врагом сам процесс старения.

Я приехала на RAADfest, чтобы узнать, чего достигло человечество в борьбе со смертью. Что предлагается нам в качестве ответа на самые горько-сладкие вопросы человеческого бытия: как жить, если знаешь, что все мы умрем? Чего на самом деле ищут люди, стремящиеся к бессмертию? Действительно ли они хотят жить вечно, или тут дело в чем-то другом? Придает ли смерть смысл жизни, как утверждают философы, и если так, то в чем будет смысл, когда смерти не станет? Мне страшно хочется обсудить эти вопросы с теми, кто размышляет над ними долгие годы.

Прямо из аэропорта Сан-Диего я отправляю сообщение своей приятельнице Раффаэлле де Росе, декану факультета философии Университета Ратджерс в Ньюарке. К конференции она относится довольно скептически. «Я обеими руками за то, чтобы не страдать в старости, — пишет в ответ Рафаэлла, блондинка с короткой стрижкой с торчащими в кажущемся беспорядке прядками, всегда одетая довольно ярко и откровенно, как женщина, умеющая получать удовольствие от жизни. — Всем нам это предстоит, и это пугает! Но отрицать смерть — это просто невероятно! Хайдеггер считает, что смерть определяет всю нашу жизнь! Смерть дает ощущение быстротечности времени. Думаешь, все эти люди и правда верят в то, о чем говорят?»

Следом прилетает еще одно сообщение: "А вообще я хотела бы оказаться там с тобой и послушать их сообра-
жения».

Добравшись до RAADfest, я первым делом замечаю, что здесь никто не обсуждает ничего из того, о чем писала Раффаэлла. Все собравшиеся полны сомнений. Общий настрой скорее такой: «Слава небесам, что тут собрались единомышленники, которые понимают, что смерть — дурацкое дело». «Утверждать, что смерть придает жизни смысл, — написал кто-то на странице Стэнфордской ассоциации трансгуманистов в одной из соцсетей, — это примерно как вырвать у вас желудок и пытаться через это определять смысл существования желудка».

Как считают участники RAADfest, вместо того чтобы углубляться в дебри философии, мы должны развивать и использовать технологии XXI века и придерживаться здорового образа жизни. У кофемашины кто-то шутит, что если среди участников есть курильщики, то им, чтобы покурить, придется прятаться или уходить подальше. И тут мне неожиданно становится почти стыдно за печенье, которое я собиралась съесть вместе с кофе. Легкое и необременительное аутоиммунное расстройство, которое у меня обнаружили, является одной из самых популярных тем на конференции, и, вспомнив об этом, я тоже чувствую неловкость.

Может, мои проблемы со здоровьем начались оттого, что я слишком люблю шоколад? Может, дело в стрессе, связанном с поездками в поддержку моей книги «Тихая сила»? А темы, которые я выбираю? Как вы наверняка поняли из книги, которую читаете, меня не назовешь слишком жизнерадостной, а рассуждения о тоске и горьких чувствах, радости и печали вряд ли будут уместны на этом мероприятии. Кому нужны все эти горько сладкие переживания? Нечего так уж беречь и ценить хрупкость жизни, нет в ее красоте ничего загадочного. Это все лишь проблемы, требующие решения, и подходить к ним нужно бодро и вооружившись технологиями.

Я вхожу в зал, где все мы будем работать в ближайшие три дня, а там на всю громкость звучит песня из фильма «Слава», который вышел в 1980 году:

Я буду жить вечно,
Я научусь летать (высоко)...

*В последние годы некоторые стали отказываться от этого термина, так как движение нацелено на защиту жизни от влияния естественных причин, приводящих к смерти, а не, скажем, от цунами или авто. Возможно, термин «сторонники увеличения продолжительности жизни» точнее, но уж слишком громоздкий.

Фото: «МИФ»

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости