В издательстве МИФ вышла книга Марины Голубевой «Главное в истории цвета». Автор рассматривает феномен оттенков с разных точек зрения: мифологической, символической и искусствоведческой. Публикуем отрывок о том, как синий цвет может замедлить сердечный ритм, желтый стимулировать зрение, а зеленый успокоить нервную систему.
В первую очередь под воздействием цвета изменяется тонус вегетативной нервной системы. Результаты этого влияния во многом зависят от особенностей нервной системы каждого человека, возраста, пола, эмоционального состояния и других факторов. Но есть ряд общих закономерностей. Красный возбуждает нервную систему, вызывает повышение артериального давления, учащение дыхания и пульса. Длительное воздействие этого цвета может привести к перевозбуждению, раздражительности и даже агрессии. Оранжевый возбуждает аппетит и улучшает пищеварение. Именно поэтому исследователи рекомендуют кормить капризных малышей из оранжевой посуды или надевать на себя при кормлении одежду такого цвета. Синий оказывает успокаивающее действие на нервную систему, поэтому его предпочитают люди, нуждающиеся в отдыхе. Восприятие синего способствует замедлению частоты пульса и некоторому понижению давления. Цвет может снижать аппетит и замедлять обмен веществ. Однако при длительном его воздействии спокойствие переходит в состояние угнетения или даже депрессию. Желтый тонизирует, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц. Есть мнение, что созерцание этого цвета способствует снижению кислотности в организме. Зеленый оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм. Он уменьшает кровяное давление, способствует оптимизации пульса и дыхания, при этом на долгое время повышает мышечную работоспособность. Не меньшее влияние цвет оказывает на центральную нервную систему человека.
Один из ведущих специалистов в области психологии цвета Борис Алексеевич Базыма (р. 1961) отмечает: «Если для ВНС (вегетативной нервной системы. — Прим. ред.) цвет — это прежде всего кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то для ЦНС цвет, если можно так выразиться, — и квант информации об окружающем мире».
Радужная оболочка регулирует поступление света через зрачок
Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что в работе, рассчитанной на короткий срок, эффективность увеличивается при красном свете, а при синем снижается. Повышению производительности труда способствует зеленый свет, индиго и фиолетовый снижают ее. Эти исследования относятся прежде всего к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при интеллектуальной деятельности. Основным каналом, по которому человек получает цветовую информацию, является визуальный. Существует теория, что цвет воздействует на человека только через органы зрения (с этим связано так называемое кожное зрение).
Известный советский психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) разработал методику развития у людей высокой чувствительности к цвету. В эксперименте ему удалось выработать у группы испытуемых рефлекс на восприятие цветовых потоков. Восприятие это осуществлялось с помощью ладони. Цветовой луч падал на ладонь, а специальные приборы регистрировали наличие той или иной специфической реакции, например изменение частоты пульса. Леонтьев доказал, что характер этой реакции соответствует цвету падающего на ладонь луча. Испытуемые также научились различать цвет луча с закрытыми глазами. Фактов, подтверждающих наличие энергетического воздействия цвета на центральную нервную систему, много. Но объяснений этому явлению пока нет.
Когда окружающий мир беден на краски, у человека появляется снижение работоспособности, ощущение слабости, быстрой утомляемости, нарушение сна. У детей, долгое время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются задержки умственного развития.
Восприятие цвета зависит от многих факторов, не связанных с окрашенными объектами. В первую очередь мы определяем для себя окраску окружающих предметов, конечно же, в зависимости от освещения. Швейцарский художник, теоретик искусства Иоханнес Иттен рассказывал о любопытном эксперименте, доказывающем, как влияет цвет, а точнее, свет разной длины волны, на восприятие привычных нам предметов. Один деловой человек пригласил на ужин целую компанию дам и мужчин. Входящих в дом встречали доносившиеся из кухни изумительные ароматы, и все предвкушали пиршество. Когда компания разместилась за столом, уставленным яствами, хозяин осветил столовую комнату красным светом. Мясо на тарелках окрасилось нежно-розовым и казалось аппетитными свежим, но шпинат стал совершенно черным, а картофель ярко-красным. Не успели гости опомниться от удивления, как красное освещение стало синим. Жаркое приняло гнилостный оттенок, картофель словно заплесневел. Гости сразу потеряли всякий аппетит. Но когда в дополнение ко всему этому хозяин включил желтый свет, превратив красное вино постное масло, гостей в живые трупы, несколько дам не выдержали, встали и быстро покинули комнату. Никто и помыслить не мог, чтобы приняться за еду, хотя присутствующие прекрасно понимали, что все эти странные ощущения вызваны лишь изменением освещенности. Хозяин, смеясь, вернул белый свет, и к собравшимся вернулось веселое расположение духа. Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное воздействие, независимо от того, отдаем ли мы себе в этом отчет или нет.
Обычный дневной, «белый» цвет — это смесь всех цветов спектра. Его характеристики зависят от той среды, в которой он распространяется. Предгрозовые облака, туман летним утром, осенние сумерки создают совершенно разные условия для распространения света. Таким образом, лучи одной длины волны рассеиваются, другие, напротив, становятся отчетливее, третьи поглощаются затемненными объектами.
Иллюзии— это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта и один из видов оптического воздействия. Зрительные иллюзии многообразны, но нас интересуют те, что имеют отношение к восприятию цвета. Наиболее известные цветовые иллюзии связаны с явлением иррадиации. В оптике ее понимают как кажущееся увеличение размеров светлых фигур на черном фоне. Иллюзии цветового зрения обусловлены несколькими факторами. Во-первых, иногда о насыщенности окраски объектов мы ошибочно судим по яркости фона или цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом. Во-вторых, существует понятие хроматических контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем.
Наряду с иррадиацией люди отмечали и другие особенности цветов, создающие иллюзии. Предметы, окрашенные в красный, кажутся ближе к нам, а в синий — дальше. Желтый зрительно приподнимает поверхность, а синий, напротив, «затапливает». Предметы более темного цвета кажутся тяжелее светлых. Эти особенности цветов знают художники и успешно используют в своих картинах для передачи замысла или усиления эффекта.
Связь цвета с эмоциональной сферой была известна с глубокой древности и активно использовалась, например, в культовом искусстве, интерьере и т. д. Цвета мы можем не только видеть, но чувствовать, и эта способность связана с глубинными психическими процессами, а не простыми ассоциациями и символикой цвета в той или иной культуре. Подобно тому как музыка способна выражать и передавать многообразие человеческих чувств, цвета вызывают у каждого человека определенные ощущения. Не имеет значения, нравится нам цвет или нет, знаем мы о его возможном воздействии на нас или не знаем. Эмоции, которые мы испытываем, глядя на него, вызваны объективными, не зависящими от нас причинами. Пусть они не до конца изучены и понятны. Яркие, чистые цвета, в первую очередь красный, оранжевый, желтый, изумрудно-зеленый, вызывают положительные эмоции. Именно такие краски выбирают дети, когда хотят нарисовать что-то красивое и приятное. Положительные эмоции, например радость, связаны с повышением чувствительности к красному и желтому и понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдается обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастает, а желтому и красному снижается. Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но при воспоминаниях о приятных или неприятных событиях.
С красным цветом взрослые связывают эмоции радости или гнева, с фиолетовым и коричневым — отвращение, с желтым — удивление, с синим и зеленым — интерес. Черный цвет, как показывают многочисленные исследования, больше всего ассоциируется с эмоцией страха, а серый — с удивлением и грустью.
01 июня, 2023