Валерий Плотников. Иосиф Бродский. Фонд Still Art
Сразу пять выставок в МАММ. Например, проект «Король папарацци» посвящен итальянцу Рино Бариллари. Он подстерегал как звезд старого Голливуда вроде Одри Хепбёрн и Элизабет Тейлор, так и современных знаменитостей от Брюса Уиллиса до Джорджа Клуни. Фотоохота Бариллари не всегда оказывалась удачной: ему разбили 78 фотоаппаратов и дюжину раз ломали ребра. Более эффектно актеры и музыканты выглядят в объективе француза Жана-Мари Перье. Его снимки представлены в рамках проекта «От Битлз до Гальяно». Подзаголовок «Звездная одиссея» оправдывается вереницей громких имен, включая Алена Делона и Катрин Денёв.Предоставлено пресс-службой
Экспозиция посвящена лаковой живописи Вьетнама. Чтобы картины «заиграли», под слои лака подкладывали золотую пудру и листочки сусального золота. В одной из витрин показана технология — от сбора токсичного сока лакового дерева до инкрустации картин яичной скорлупой и полировки ладонью мастера. Всего увидите 80 картин и 27 предметов интерьера. На большинстве из них доминирует красно-желтая цветовая гамма, а сюжеты наполнены персонажами легенд и философскими размышлениями.Предоставлено пресс-службой
Один шедевр — одна моновыставка. Так этим летом решили в Пушкинском на Волхонке. И десять недель подряд в музее показывают всего пять работ — каждую по две семидневки. Завершающим шедевром станет картина Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) «Мадонна с Младенцем».Предоставлено пресс-службой
Здесь собрали работы совсем юных авторов: младшему всего 13, а старшему — 22. Художники размышляют, как свобода и ограничения формируют нашу речь, ритм жизни, отношения с миром и с самими собой. В восьми зонах выставки — направления от документального письма и городских исследований до звукового искусства, современного театра и кураторских практик.Иван Клюн. Работа из альбома супрематических композиций. 1917/Предоставлено пресс-службой
Но экспозиция в ММОМА раскрывает малоизвестную грань его творчества. Будучи авангардистом, он никогда окончательно не порывал с реализмом. Художник часто одновременно работал над беспредметными цветовыми композициями и натурными портретами, пейзажами и натюрмортами. Новая выставка объединила в себе эти два направления.Давид Бурлюк. Полдень на Днепре. 1910. Серпуховский историко-художественный музей
Масштабный проект, занимающий три этажа музея, сделан совместно с Пушкинским. Название отсылает к французским художникам-экспериментаторам и русским бунтарям XX века, которые и положили начало отечественному авангарду.Николай Онищенко. Смешанный лес. 2025
В музее-заповеднике «Горки Ленинские» вдоль дороги длиной два километра разбросаны работы современных художников. Такая прогулка, по замыслу кураторов, способствует оздоровлению и одновременно настраивает на созерцательный лад.Предоставлено пресс-службой. Фото: Евгения Баранова
Например, художник и преподаватель МГАХИ имени В. И. Сурикова Елена Шарганова выбрала из архивов МУАР негативы планов Твери и Вышнего Волочка и создала текстильный объект «Отнеси меня к реке» о том, что мы теряем, попадая в большие города, и что находим в малых. При этом работа вдохновлена Тверской областью, где родилась сама художница и где берет начало река Волга.Питер Брейгель Старший. Зависть. Из серии «Семь смертных грехов»
Главным героем экспозиции стал Иероним Кок — художник, гравер и первый в Европе издатель массовой художественной графики. В середине XVI века он основал в Антверпене издательство «На четырех ветрах», которое за два десятилетия выпустило почти 1,5 тысячи гравюр. Именно здесь появились пейзажные серии как жанр, а также гравюры по рисункам Рафаэля, Бронзино и Питера Брейгеля Старшего. Их увидите на выставке, а также образы античных памятников Рима, портреты и редкие эстампы самого Кока, которые стали предтечей фотографии.Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Варвара Топленникова
Как пахла Москва 1920–1930-х годов? По мнению создателей нового проекта в центре «Зотов», это была гремучая смесь из керосина, пудры, махорки, цветущей сирени, мыла, хлеба и других ароматов. Желающие смогут собрать собственную пирамиду запахов прямо на выставке. Для этого в «Зотове» установят «парфюмерный орга́н», как свое рабочее место называют сами парфюмеры.Предоставлено пресс-службой. Фото: Александр Лаврентьев. Из серии «По домам»
На трех этажах увидите работы классиков отечественной фотографии вроде Дмитрия Бальтерманца, Густава Клуциса, Николая Бахарева и многих других. Их дополняют произведения современных художников, для которых фотография лишь одно из направлений их творчества.Даниил Анненков/Ges-2.org
Выставка посвящена творчеству бразильского архитектора Лины Бо Барди, которая спроектировала Художественный музей Сан-Паулу (MASP), Стеклянный дом и то самое кресло Bowl. На время экспозиции «ГЭС-2» превратится в культурный центр Sesc Pompéia в Сан-Паулу, где можно вылавливать игрушки из пруда и бродить вдоль цветных труб.Предоставлено пресс-службой
Третьяковка подготовила проект вместе с Курской картинной галереей, обладающей самым большим собранием Дейнеки в стране. Среди более чем 200 экспонатов из собственных фондов Третьяковки происходит лишь 10% работ, остальные приехали из Курска — родного города художника, так что зрителей ждет масса малоизвестных шедевров классика соцреализма.Портрет В. П. Виноградовой
В Третьяковке на Кадашевской — сразу 200 живописных и графических работ Ильи Машкова, которые впервые показывают в одном месте в таком объеме. Это один из самых парадоксальных художников не только потому, что он легко переходил от одних стилей и жанров к другим — от авангарда к соцреализму и от обнаженной натуры к пейзажам. Но и потому, что в итоге стал соединять их в своих работах. Писал натюрморты по мотивам узоров на подносах, совмещал на одном полотне грибы и винные бокалы, фарфоровые статуэтки и огурцы, а еще делал отсылки к Сезанну. Выставка реально огромная, так что закладывайте на ее просмотр не меньше полутора часов.Предоставлено пресс-службой
В Истру с гастролями из узбекского Музея Савицкого приехали шедевры советского авангарда. Все 80 тысяч экспонатов, конечно, не взяли, зато выбрали 160 лучших. На выставке объединили две коллекции — русский и узбекский модернизм 1920–1930-х — и работы 40 авторов.Предоставлено пресс-службой. Василий Раев. Рим вечером. Вид на замок Св. Ангела и собор Св. Петра
В историческом здании Третьяковки — выставка, которая приурочена к 250-летию со дня рождения Александра Ступина, художника XIX века и основателя арзамасской школы живописи. Камерная экспозиция (порядка 30 живописных и графических работ) рассказывает не только про Ступина, но и про его учеников, одним из которых был Василий Перов. Многие из работ впервые достанут из запасников Третьяковской галереи и покажут широкой публике.Амадей. 1983. Антонио Сальери — О. П. Табаков. Фото И. Александрова
Выставка, посвященная 90-летию Олега Табакова. Она рассказывает о жизни, творчестве и привычках актера через фотографии и личные вещи. Здесь ежедневник с расписанием на неделю, две куклы-марионетки — Чарли Чаплин и Пьеро, сценические костюмы его персонажей — камзол Сальери в «Амадее», шуба и фрак купца Прибыткова из «Последней жертвы».М. В. Нестеров. Капри. Весна
В Музее музыки показывают работы выдающихся художников, которые собирал Николай Голованов — советский композитор и дирижер Большого театра. Увидите «Этюд. Летний пейзаж» Левитана, «Золотого тельца» Васнецова и другие полотна, которые не показывали ранее. Экспозицию «оживили» с помощью нейросетей: аудиогид с голосом Голованова ведет экскурсию и рассказывает о коллекции.К. П. Брюллов. Семейная сцена в Италии. 1830
Рим, Москва и Петербург — места силы Брюллова. В городе на Неве он начинал: среди экспонатов увидите его ученического «Нарцисса, смотрящегося в воду». В Москве же он пробыл недолго, зато успел познакомиться с Пушкиным и Тропининым. А в Риме нашел музу — аристократку Юлию Самойлову. Это по ее заказу он написал «Всадницу». Затем лицо девушки четыре раза встретилось у героев «Последнего дня Помпеи». Именно это полотно стало центром и гордостью всей экспозиции: 25 лет его не показывали московским зрителям, а теперь привезли из Русского музея.Предоставлено пресс-службой
Первые детские открытия, взросление, любовь, увядание и проводы в последний путь — эти и другие поворотные жизненные этапы переосмысляются в проекте «Я иду искать!». Организаторы называют их «обрядами перехода» и объединяют традиционную культуру с современным искусством.Фото: Выставка «Александр Дейнека. Гимн жизни»/Предоставлено пресс-службой
Читайте также