Форма поиска по сайту
Все материалы

Выставки в Москве: 20 главных проектов этого лета

выставкимузеи

21 августа

Этим летом изучали графику Дейнеки, гравюры Брейгеля и слушали ароматы советской столицы — и все это на выставках в музеях Москвы. Собрали топ проектов июня, июля и августа.

XIV Международная биеннале «Мода и стиль в фотографии»

Валерий Плотников. Иосиф Бродский. Фонд Still Art

Сразу пять выставок в МАММ. Например, проект «Король папарацци» посвящен итальянцу Рино Бариллари. Он подстерегал как звезд старого Голливуда вроде Одри Хепбёрн и Элизабет Тейлор, так и современных знаменитостей от Брюса Уиллиса до Джорджа Клуни. Фотоохота Бариллари не всегда оказывалась удачной: ему разбили 78 фотоаппаратов и дюжину раз ломали ребра. Более эффектно актеры и музыканты выглядят в объективе француза Жана-Мари Перье. Его снимки представлены в рамках проекта «От Битлз до Гальяно». Подзаголовок «Звездная одиссея» оправдывается вереницей громких имен, включая Алена Делона и Катрин Денёв.

Кадры классика отечественной портретной фотографии Валерия Плотникова можно увидеть на выставке «Герои своего времени». Фонд Still Art собрал впечатляющую галерею деятелей советского и российского искусства от Владимира Высоцкого до Олега Меньшикова и Сергея Бодрова — младшего. Кроме того, в МАММ показывают сразу два проекта современного фотографа Дмитрия Булина. Один из них посвящен серии работ, приуроченных к 100-летию сюрреализма, второй — «Между царствами» — переосмысляет образы русского фольклора.

МАММ, ул. Остоженка, 16

До 7 сентября, билеты по 700 рублей

Выставка «Взгляд сквозь сияние»

Предоставлено пресс-службой

Экспозиция посвящена лаковой живописи Вьетнама. Чтобы картины «заиграли», под слои лака подкладывали золотую пудру и листочки сусального золота. В одной из витрин показана технология — от сбора токсичного сока лакового дерева до инкрустации картин яичной скорлупой и полировки ладонью мастера. Всего увидите 80 картин и 27 предметов интерьера. На большинстве из них доминирует красно-желтая цветовая гамма, а сюжеты наполнены персонажами легенд и философскими размышлениями.

Государственный музей Востока, Никитский б-р, 12а

До 14 сентября, билеты по 500 рублей

«Новые шедевры Пушкинского. Выставка одного произведения»

Предоставлено пресс-службой

Один шедевр — одна моновыставка. Так этим летом решили в Пушкинском на Волхонке. И десять недель подряд в музее показывают всего пять работ — каждую по две семидневки. Завершающим шедевром станет картина Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) «Мадонна с Младенцем».

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

До 14 сентября, билеты по 500 рублей

«Разрешите цвести: практики свободы и ограничений»

Предоставлено пресс-службой

Здесь собрали работы совсем юных авторов: младшему всего 13, а старшему — 22. Художники размышляют, как свобода и ограничения формируют нашу речь, ритм жизни, отношения с миром и с самими собой. В восьми зонах выставки — направления от документального письма и городских исследований до звукового искусства, современного театра и кураторских практик.

ВДНХ, павильон № 49, пр-т Мира, 119

До 15 сентября, вход свободный

«Иван Клюн. Цветоформы. Лаборатория художника»

Иван Клюн — художник-авангардист, чью фигуру часто затмевает слава Казимира Малевича. С начала 1900-х их творческие пути часто пересекались: оба прошли увлечение символизмом и кубизмом, после чего Клюн несколько лет был верным последователем метода Малевича. К началу 1920-х он окончательно сформировал собственный художественный язык. Особенно большое значение мастер уделял цвету и свету.

Иван Клюн. Работа из альбома супрематических композиций. 1917/Предоставлено пресс-службой

Но экспозиция в ММОМА раскрывает малоизвестную грань его творчества. Будучи авангардистом, он никогда окончательно не порывал с реализмом. Художник часто одновременно работал над беспредметными цветовыми композициями и натурными портретами, пейзажами и натюрмортами. Новая выставка объединила в себе эти два направления.

ММОМА, Ермолаевский пер., 17

До 16 сентября, вход свободный

«Русские дикие»

Давид Бурлюк. Полдень на Днепре. 1910. Серпуховский историко-художественный музей

Масштабный проект, занимающий три этажа музея, сделан совместно с Пушкинским. Название отсылает к французским художникам-экспериментаторам и русским бунтарям XX века, которые и положили начало отечественному авангарду.

Экспозиция открывается не «русскими», а безымянной картиной Энди Уорхола и Жан-Мишеля Баския, ее специально привезли из Русского музея. При этом полотно не относится ни к французскому, ни к русскому искусству — его поместили, чтобы взбудоражить зрителя.

Дальше на стенах не менее волнующие работы Андре Дерена, Анри Матисса, Луи Вальта. Среди отечественных художников — Илья Машков, Михаил Ларионов, Ольга Розанова и другие «дикие» мастера, которые не боялись красок и схематичных фигур.

Музей русского импрессионизма, Ленинградский пр-т, 15, стр. 11

До 28 сентября, билеты по 650 рублей


«Лес. Художественно-терапевтическая тропа»

Николай Онищенко. Смешанный лес. 2025

В музее-заповеднике «Горки Ленинские» вдоль дороги длиной два километра разбросаны работы современных художников. Такая прогулка, по замыслу кураторов, способствует оздоровлению и одновременно настраивает на созерцательный лад.

Все произведения искусства эффектно мимикрируют под окружающую среду и учитывают исторический контекст. Например, группа объектов Дани Пирогова «Пространство перехода» состоит из бетонных элементов в деревянных оболочках.

Специалисты предложат участникам проекта измерить физиологические показатели до и после прохождения тропы. Кроме того, советы желающим будет давать профессиональный лесотерапевт — он поможет расслабиться и насладиться прогулкой.

Музей-заповедник «Горки Ленинские», ул. Центральная, 1

До 28 сентября (по выходным), вход по регистрации

«Времени нет»

Междисциплинарная коллаборация Музея архитектуры (МУАР) и сообщества архитекторов ЦЕХ. Архитекторы, как и большинство из нас, сегодня постоянно оказываются в состоянии острого дефицита времени. Поразмышлять об этом организаторы выставки пригласили единомышленников из разных творческих областей. Все они выбрали неожиданные предметы из музейных фондов МУАР и по-своему их переосмыслили. В итоге в экспозиции причудливым образом переплелись архивные планы и текстильные композиции, мобильные инсталляции и фигуры путти с Красных ворот XVIII века.

Предоставлено пресс-службой. Фото: Евгения Баранова

Например, художник и преподаватель МГАХИ имени В. И. Сурикова Елена Шарганова выбрала из архивов МУАР негативы планов Твери и Вышнего Волочка и создала текстильный объект «Отнеси меня к реке» о том, что мы теряем, попадая в большие города, и что находим в малых. При этом работа вдохновлена Тверской областью, где родилась сама художница и где берет начало река Волга.

Музей архитектуры (Аптекарский приказ), ул. Воздвиженка, 5/25, стр. 19

До 5 октября, билеты по 450 рублей

«Не только Брейгель»

Питер Брейгель Старший. Зависть. Из серии «Семь смертных грехов»

Главным героем экспозиции стал Иероним Кок — художник, гравер и первый в Европе издатель массовой художественной графики. В середине XVI века он основал в Антверпене издательство «На четырех ветрах», которое за два десятилетия выпустило почти 1,5 тысячи гравюр. Именно здесь появились пейзажные серии как жанр, а также гравюры по рисункам Рафаэля, Бронзино и Питера Брейгеля Старшего. Их увидите на выставке, а также образы античных памятников Рима, портреты и редкие эстампы самого Кока, которые стали предтечей фотографии.

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

До 12 октября, билеты по 500 рублей


«Красная Москва. Женщина в большом городе»

Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Варвара Топленникова

Как пахла Москва 1920–1930-х годов? По мнению создателей нового проекта в центре «Зотов», это была гремучая смесь из керосина, пудры, махорки, цветущей сирени, мыла, хлеба и других ароматов. Желающие смогут собрать собственную пирамиду запахов прямо на выставке. Для этого в «Зотове» установят «парфюмерный орга́н», как свое рабочее место называют сами парфюмеры.

Выставка «Красная Москва» погружает в атмосферу первых советских десятилетий, увиденную преимущественно женскими глазами. Проект расскажет об изнанке советской парфюмерной индустрии и быте занятых в ней женщин. Среди 200 экспонатов будут представлены картины Лентулова и Грабаря, парфюмерные флаконы, пудреницы и рекламные афиши.

Центр «Зотов», ул. Ходынская, 2, стр. 1

До 19 октября, билеты от 500 рублей


«Сообщение»

Фонд Ruarts собрал экспозицию из произведений более чем 40 российских авторов от неизвестных фотографов конца XIX века до современных художников, которые работают с ИИ-технологиями. Фотоискусство куратор Дарья Панайотти предлагает рассматривать как форму общения. Создавая и рассматривая кадры, мы лучше понимаем самих себя и окружающих нас людей.

Предоставлено пресс-службой. Фото: Александр Лаврентьев. Из серии «По домам»

На трех этажах увидите работы классиков отечественной фотографии вроде Дмитрия Бальтерманца, Густава Клуциса, Николая Бахарева и многих других. Их дополняют произведения современных художников, для которых фотография лишь одно из направлений их творчества.

Фонд Ruarts, Трубниковский пер., 6

До 19 октября, билеты по 500 рублей

«Если бы стены стали водой»

Даниил Анненков/Ges-2.org

Выставка посвящена творчеству бразильского архитектора Лины Бо Барди, которая спроектировала Художественный музей Сан-Паулу (MASP), Стеклянный дом и то самое кресло Bowl. На время экспозиции «ГЭС-2» превратится в культурный центр Sesc Pompéia в Сан-Паулу, где можно вылавливать игрушки из пруда и бродить вдоль цветных труб.

Дом культуры «ГЭС-2», Болотная наб., 15

До 19 октября, вход по регистрации

«Александр Дейнека. Гимн жизни»

Предоставлено пресс-службой

Третьяковка подготовила проект вместе с Курской картинной галереей, обладающей самым большим собранием Дейнеки в стране. Среди более чем 200 экспонатов из собственных фондов Третьяковки происходит лишь 10% работ, остальные приехали из Курска — родного города художника, так что зрителей ждет масса малоизвестных шедевров классика соцреализма.

Все экспонаты — живопись, скульптура, графика — поделены на 11 тематических разделов. Больше всего сюрпризов собрано в двух центральных пространствах экспозиции. Здесь можно найти сатирические иллюстрации к раннесоветским журналам вроде «Безбожника у станка», графические портреты и даже обнаженную натуру. Неожиданными открытиями наполнен раздел о поездках Дейнеки во Францию, Италию, США и другие страны.

Третьяковская галерея, Кадашевская наб., 12

До 26 октября, билеты по 900 рублей


«Илья Машков. Авангард. Китч. Классика»

Портрет В. П. Виноградовой

В Третьяковке на Кадашевской — сразу 200 живописных и графических работ Ильи Машкова, которые впервые показывают в одном месте в таком объеме. Это один из самых парадоксальных художников не только потому, что он легко переходил от одних стилей и жанров к другим — от авангарда к соцреализму и от обнаженной натуры к пейзажам. Но и потому, что в итоге стал соединять их в своих работах. Писал натюрморты по мотивам узоров на подносах, совмещал на одном полотне грибы и винные бокалы, фарфоровые статуэтки и огурцы, а еще делал отсылки к Сезанну. Выставка реально огромная, так что закладывайте на ее просмотр не меньше полутора часов.

Третьяковская галерея, Кадашевская наб., 12

До 26 октября, билеты по 900 рублей

«Свет между мирами»

Предоставлено пресс-службой

В Истру с гастролями из узбекского Музея Савицкого приехали шедевры советского авангарда. Все 80 тысяч экспонатов, конечно, не взяли, зато выбрали 160 лучших. На выставке объединили две коллекции — русский и узбекский модернизм 1920–1930-х — и работы 40 авторов.

Экспозицию построили как эволюцию взглядов художников 1920–1930-х годов. В первом разделе увидите работы об образе Востока, второй зал посвящен портрету, а третий — станковой живописи. К выставке также приготовили звуковые инсталляции: услышите много музыки — от классики до сочинений советских композиторов 1920–1930-х.

Музей «Новый Иерусалим»

До 8 ноября, билеты по 250 рублей

«А. В. Ступин и его ученики»

Предоставлено пресс-службой. Василий Раев. Рим вечером. Вид на замок Св. Ангела и собор Св. Петра

В историческом здании Третьяковки — выставка, которая приурочена к 250-летию со дня рождения Александра Ступина, художника XIX века и основателя арзамасской школы живописи. Камерная экспозиция (порядка 30 живописных и графических работ) рассказывает не только про Ступина, но и про его учеников, одним из которых был Василий Перов. Многие из работ впервые достанут из запасников Третьяковской галереи и покажут широкой публике.

Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., 10

До 16 ноября, билеты по 700 рублей

«Олег Табаков: „Мое дело — играть“»

Амадей. 1983. Антонио Сальери — О. П. Табаков. Фото И. Александрова

Выставка, посвященная 90-летию Олега Табакова. Она рассказывает о жизни, творчестве и привычках актера через фотографии и личные вещи. Здесь ежедневник с расписанием на неделю, две куклы-марионетки — Чарли Чаплин и Пьеро, сценические костюмы его персонажей — камзол Сальери в «Амадее», шуба и фрак купца Прибыткова из «Последней жертвы».

Дом-музей К. С. Станиславского, Леонтьевский пер., 6, стр. 1

До 19 ноября, билеты от 150 рублей

«Айвазовский, Верещагин, Нестеров, Поленов — выбор коллекционера»

М. В. Нестеров. Капри. Весна

В Музее музыки показывают работы выдающихся художников, которые собирал Николай Голованов — советский композитор и дирижер Большого театра. Увидите «Этюд. Летний пейзаж» Левитана, «Золотого тельца» Васнецова и другие полотна, которые не показывали ранее. Экспозицию «оживили» с помощью нейросетей: аудиогид с голосом Голованова ведет экскурсию и рассказывает о коллекции.

Музей музыки, ул. Фадеева, 4

До 30 ноября, билеты по 500 рублей

«Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»

К. П. Брюллов. Семейная сцена в Италии. 1830

Рим, Москва и Петербург — места силы Брюллова. В городе на Неве он начинал: среди экспонатов увидите его ученического «Нарцисса, смотрящегося в воду». В Москве же он пробыл недолго, зато успел познакомиться с Пушкиным и Тропининым. А в Риме нашел музу — аристократку Юлию Самойлову. Это по ее заказу он написал «Всадницу». Затем лицо девушки четыре раза встретилось у героев «Последнего дня Помпеи». Именно это полотно стало центром и гордостью всей экспозиции: 25 лет его не показывали московским зрителям, а теперь привезли из Русского музея.

К слову, «Всадница» тоже здесь, а также «Итальянский полдень», «Бахчисарайский фонтан» и еще почти 170 картин из 17 музеев России и Армении. Выставка стала не просто проектом к 225-летию Брюллова, но и последним громким высказыванием Третьяковки на Крымском Валу — сразу после «Брюллова» здание уйдет на реконструкцию.

Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10

До 18 января, билеты по 900 рублей

«Я иду искать! Современное искусство в традиционном музее»

Предоставлено пресс-службой

Первые детские открытия, взросление, любовь, увядание и проводы в последний путь — эти и другие поворотные жизненные этапы переосмысляются в проекте «Я иду искать!». Организаторы называют их «обрядами перехода» и объединяют традиционную культуру с современным искусством.

«Застолье», «Зима/лето», «Ночь/день», «Сон/явь/смерть», «Профессия», «Взросление», «Рождение», «Проводы» и «Свадьба» — всего девять залов, которые, помимо пословиц и поговорок на стенах, украшают арт-объекты. Увидите смелые эксперименты вроде арт-видеоигры или светозвуковой инсталляции. Мария Трегубова приглашает зрителей поразмышлять о гранях между реальностью и сном, а Андрей Бартенев предлагает мысленно примерить на себя костюмы участников свадебного застолья.

Музей-заповедник «Царицыно» (Хлебный дом), ул. Дольская, 1

До 8 марта 2026 года, билеты по 750 рублей

Фото: Выставка «Александр Дейнека. Гимн жизни»/Предоставлено пресс-службой