50 новых книг, вышедших в первой половине 2025 года

50 новых книг, вышедших в первой половине 2025 года

Что читать летом? Какую книгу подарить подруге? И где искать японскую литературу? Пожалуй, этот топ ответит на все вопросы. Выбрали главные книги первой половины 2025 года, которые стоит прочитать.

Хэдди Гудрич. «Американка»

«Строки»

Солнечная Италия 1980-х, шестнадцатилетняя Фрида едет учиться по обмену. В маленьком приморском городке она впервые влюбляется и погружается во взрослую жизнь с предательствами, ненавистью и умением прощать. Этот путь помогает девушке пройти ее мама Анита. Очень легкое и быстрое чтиво.


Линда Петерсон. «Становление писательницы. Мифы и факты викторианского книжного рынка»

НЛО

Исследование о женщинах, которые впервые вышли на литературный рынок и потеснили на нем мужчин. Автор Линда Петерсон развенчивает мифы о викторианской эпохе и показывает, как писательницы завоевывали славу и положение в обществе. Если любите литературу про женщин и для женщин — следите за выходом.


Сара Раттаро. «Я — Мари Кюри»

«Бель Летр»

Итальянская литература продолжает пополнять отечественные полки. Сара Раттаро, лауреат литературных премий, рассказывает о единственной в мире женщине, дважды получивший Нобелевскую премию по физике и по химии, Мари Кюри. Ученая открыла радиоактивность и два элемента: полоний и радий.



Карен Фоксли. «Справочник чудовищ от мисс Мэри-Кейт Мартин. Неприятности с двуглавой гидрой»

«Гудвин»

Детский детектив для младшего школьного возраста, второй из серии «Справочник чудовищ от мисс Мэри-Кейт Мартин» о приключениях тревожной 12-летней девочки, которую судьба сводит с мифическими монстрами — помогать или вредить, решать только ей. Если в первой книге серии Мэри-Кейт имела дело с огромным огнедышащим змеем из колодца в тихой английской деревушке Вуллингтон-Уэлл, то теперь мама берет героиню на археологические раскопки на греческих островах, где, по слухам, живут морские чудовища. Чтобы справиться с тревогой, Мэри-Кейт сочетает одежду по цветам (блестящие красные туфельки, красные шорты, красный рюкзак), гипотезы по ходу расследования записывает блестящими ручками в тетрадь с клубничным запахом, а с собой всегда носит мячик-антистресс и счастливую упаковку жвачки. Кажется, поучиться у Мэри-Кейт навыкам самопомощи не помешает не только детям, но и многим взрослым.


Юлия Папушина. «Мода в стране дефицита. Культура одежды, массовый пошив и ателье в позднем СССР»

Garage

Внушительное исследование вертикали советской моды — с включением прямой речи участников, выкроек и фотографий. Советская мода 1950–1980-х здесь показана как эксперимент по демократизации: теперь одежда проектировалась не только в Москве, Риге, Таллине, Ленинграде, но и в областных центрах. Папушина показывает областные дома моделей как уникальные центры коллективного творчества, которые обрастали сообществом модельеров, искусствоведов и манекенщиц, конкурировали за модный капитал, справлялись с дефицитом и с боем утверждали коллекции. В отличие от фабрик массового пошива, ателье могли шить под индивидуальные запросы и часто опережали уличную моду; в 1990-х все это оказалось прочно забытым. С помощью сохранившегося архива Пермского дома моделей одежды «Мода в стране дефицита» кропотливо возвращает память о том, что и как носили наши мамы и бабушки.



Джеймз Стивенз. «Ирландские чудные сказания»

«Подписные издания»

Вышедший в 1920 году сборник из десяти пересказов ирландских средневековых легенд — это диалог модернизма со Средневековьем, предвосхитивший «Дублинцев» Джойса. «Сказания» нельзя понимать как привычные нам сказки для детей с непременным счастливым концом; перед нами скорее народные сказки о желаниях, страхах и чудесах. Стивенз, поэт-остряк, философ-мистик, популяризатор средневековой ирландской языковой традиции и радиоведущий Би-би-си, пишет с юмором, внимательной стилизацией и глубоким национальным чувством. Когда, если не сейчас, свернуться клубочком с нарядным изданием сказок о чародеях, святых и королях? Еще и в обрамлении оригинальных иллюстраций Артура Рэкэма.


Дональд Протеро. «История Земли в 25 камнях»

«Альпина»

Странным образом вдохновляющая история геологии. Протеро начинает с того, что сравнивает труд геологов и палеонтологов с работой криминалиста, а затем и строит повествование как сборник детективных новелл: свидетелями выступают камни, горные породы и окаменелости. «История Земли в 25 камнях» предлагает мыслить не человеческим, а геологическим временем — в таком масштабе между извержением Везувия и индустриальной революцией лежат не века, а бесконечный цикл эрозии, отложения и трансформации пород. Природное письмо сейчас в моде не только в нон-фикшне, но и художественной прозе — в компанию к Протеро можно взять, например, белорусский автофикшн про обустройство деревенского дома «Грибные места» Дарьи Трайден или «Побеги» Ирины Костаревой, свежий роман в рассказах со щепоткой магического реализма.


Ирина Ролдугина, Катерина Суверина. «Вспышка. Эпидемия ВИЧ»

Individuum и «Эксмо»

Забытая хроника первых десяти лет ВИЧ в позднем СССР и России, где переплетение вируса с застоем служит одной из недооцененных «причин разочарования граждан в советской системе». С момента массового заражения в детской больнице Элисты в 1988 году советскому обществу пришлось нащупывать новый язык для разговора о ранее табуированных темах. Половое просвещение, дряхлеющее здравоохранение и секс-работа — авторы показывают, как все эти сферы оказались на передовицах и по-разному осмыслялись бюрократами, врачами, журналистами и инфицированными. Конечно, «Вспышка» — одна из важнейших книг года, долгожданное противоядие от казенной обезличенности: «Нет никаких аморальных газетных монстров, и вирус может коснуться каждого».


Роб Данн, Моника Санчес. «Происхождение вкусов: Как любовь к еде сделала нас людьми»

«Альпина»

Книга исследует удовольствие, которое доставляет нам трапеза, и объясняет, как любовь к еде сделала нас людьми с точки зрения эволюции. Почему одни вкусы нам нравятся, а другие нет? Как связаны сыр и палеолит? Каким на вкус был мамонт и не потому ли он вымер, что был очень хорош? (В книге, кстати, даже есть схема разделки туши животного.) Крайне нарядное издание, которое стоит дарить гедонистам.



Климент Волков, Алла Суббота. «Мастер и Маргарита. Кулинарная вселенная культового романа»

«ХлебСоль»

Тут собраны рецепты из романа Михаила Булгакова. Внутри довольно примечательная библиография, включая «кухню на плите и примусе» 1927 года. Конечно, в книге очень много упрощено, но все-таки это прикладное издание, а не научное. Так что если вы хотите сделать шире вселенную романа, то обязательно читайте.


Юлия Евдокимова. «Петербург манящий. Старые тайны, уютные уголки, сладости из детства»

«Бомбора»

Здесь читайте про гастрономию царских времен, начиная от русского барокко времен Петра I со всеми этими «зайцами под снегом» и «сметанными коржиками». Потом переходите к кухне Ленинграда с корюшкой и пышками. Все это присыпано краеведческими заметками, рецептами и даже адресами ресторанов, где пробовать. Список, правда, устаревший: половина уже закрылась. Вполне симпатичная книга, которую вы можете взять с собой в поезд специально, чтобы там ее и оставить.


Ева Меркачева. «Чисто российское преступление. Самые громкие и загадочные уголовные дела XVIII –XX веков»

«Альпина»

Для тех, кто интересуется историей отечественной криминалистики. Написала ее правозащитница Ева Меркачева, у нее есть несколько книг об устройстве отечественных тюрем, например.

Эта книга об интересных делах судопроизводства до и после революции 17-го года. Она начинается с описания того, какие вещдоки лежат в архиве Верховного суда. Первая же строчка нам сообщает, что в подземном хранилище есть и трусы советских сексуальных маньяков, и книги, которые читали серийные убийцы перед своей страшной охотой, и пряди волос диссидентов. Меркачева превратила этот бесценный материал в книгу.



Мари-Рене Лавуа. «Исповедь скучной тетки»

«Дом историй»

Диане 48 лет, и накануне серебряной свадьбы от нее уходит муж к молодой любовнице. Теперь женщине приходится строить жизнь заново: она заводит кота, покупает беговые кроссовки, идет к психологу и мечтает о свиданиях. Такая книга точно понравится фанатам Бриджит Джонс.


Кирилл Светляков. «Советская культура. От большого стиля до первых рейвов»

МИФ

Искусствовед Кирилл Светляков размышляет о культурном коде советского человека. Автор разбирает четыре эпохи — сталинское время, оттепель, эпоху застоя и перестройку — с точки зрения искусства и пытается выяснить, как оно повлияло на людей. Прочитаете про интерьер павильонов на ВДНХ, шестидесятниках, популярном сериале «Семнадцать мгновений весны», фильме «Асса», Викторе Цое и других культурных феноменах эпохи. С одной стороны, получилась целая энциклопедия про искусство, с другой — книга про нас и наших родственников, которые росли и взрослели в советское время.



Валери Бенаим. «Он не тот, кем кажется»

«Альпина Паблишер»

Книга-расследование про четырех француженок, которые начали отношения с заключенными. Журналистка Валери Бенаим пытается разобраться, почему женщины влюбляются в серийных убийц, как они начинают общение и зачем делают такой выбор. Вообще посыл книги довольно гуманистический: не судить никого, не разобравшись в сути дела. На самом деле книга местами довольно жуткая, но оттого не менее интересная.


Элайза Найт, Денни С. Брайс. «Разве мы не можем быть подругами»

«Бель Летр»

Роман-биография про дружбу двух женщин — королевы джаза Эллы Фицджеральд и кинозвезды Мэрилин Монро. На публике обе были успешными, беззаботными и счастливыми, но, как только оказывались вдвоем, делились самым сокровенным. В переписке и по телефону они обсуждали ссоры с мужчинами, проблемы в карьере, абсурдные желания продюсеров и другое. Оказывается, что для двух светских див спокойный разговор под хруст соленых огурцов куда важнее толпы поклонников и лестных комплиментов обожателей.



Александра Серова. «Ветер перемен: музыка перестройки и постперестройки»

«Бомбора»

Книга про перестройку, распад Союза и 1990-е, но не с точки зрения истории и социологии, а в музыкальном разрезе. Хорошая энциклопедия по хитам того времени, рок-клубах и первых открытых концертах зарубежных артистов. А еще узнаете, почему многие пели об американской мечте.



Саманта Харви. «По орбите»

NoAge

Философский роман — лауреат прошлогоднего «Букера». Астронавты из России, США, Китая, Японии, Великобритании и Италии находятся на борту МКС. Автор проводит с ними 24 часа, встречает 16 восходов и столько же закатов. И за это время успевает задуматься о масштабе Вселенной и о том, насколько драгоценна каждая жизнь. Словом, книга напрямую связана со «звездным небом над нами» из императива Канта и, по признанию космического инженера Александра Хохлова, с реальными размышлениями космонавтов о месте человека в космосе.



Ислам Ханипаев. «Луна 84. Перерождение»

«МИФ»

Вторая часть фантастической антиутопии о тюрьме на Луне — смесь триллера, научной фантастики и детектива. В исправительной колонии на единственном земном спутнике продолжается борьба за выживание. Бывший хакер Дэниел Стоун пытается сплотить заключенных. Ключ к свободе кроется в истории колонии, которую хранит самый первый арестант. Книгу стоит прочитать хотя бы ради киберпанк-атмосферы: антиутопический сюжет, борьба за выживание, а еще карцеры и психологические игры.



Ольга Чумичева. «Астрологические мифы. От Вифлеемской звезды и небесной коровы до вавилонского гороскопа и мистерий Митры»

«МИФ»

Если регулярно проверяете, что ждет Овнов или Близнецов, эта новинка для вас. По сути, это история астрологии всей Евразии — от Индии и Китая до Греции и Скандинавии. Узнаете о зодиаке, звездных таблицах и первых гороскопах, а еще о том, как наши предки пришли к этим знаниям и что хотели найти на небе.


Надежда Лидваль. «День города»

«Азбука»

Наташа и Катя, девушки из большого сибирского города, хотят перемен: одна активно ищет любовь за границей, другая учит английский в надежде повысить свои шансы на перспективные предложения. И вот перемены случаются — судьба подкидывает в их странный город двоих иностранцев. Как только все четверо оказываются в одной точке, мелодраматический сюжет о превратностях любви быстро переключается на фолк-хоррор. А для него, кстати, есть все условия: местный культ писателя XIX века, загадочные ритуалы вокруг его памятника и небеспричинное ощущение доминантной власти места над человеком.


Юлия Лукшина. «Хрустальный дом»

«Альпина»

Реальность в рассказах сценариста и драматурга Юлии Лукшиной не то чтобы ненадежная — она текучая. В ее мире любовь оборачивается ненавистью, прошлое перетекает в будущее, а право на слово и чувство перестает быть прерогативой только лишь человека. Здесь бытовая магия естественна, как гравитация, иллюзии становятся материальными, а ход времени — ощутимым, видимым и даже оформленным в непривлекательный, но при этом честный образ ненасытной гусеницы.


Гитанджали Шри. «Растворяясь в песках»

«Эксмо»

Этот роман — первая написанная на хинди и переведенная на английский язык книга, удостоенная Международной Букеровской премии. Восьмидесятилетняя героиня Ма, потеряв мужа, отправляется в Пакистан, который покинула подростком после раздела Британской Индии. Это путешествие становится для нее толчком для переосмысления материнства, свободы и феминизма. Сохраняя легкий и даже шутливый тон, Гитанджали Шри поднимает темы, так часто остающиеся в тени повседневных забот: пересборка себя после больших и почти незаметных потрясений, смелость быть свободной в любом возрасте и социальном статусе и противостояние общепринятым, хотя и непонятно кем установленным нормам.


Клэр Ошецки. «Совушка»

«Дом историй»

Сюрреалистичная история о материнстве, рассказанная в лучших традициях магического реализма. У Тайни рождается необычный ребенок — девочка-совушка, маленькая, хрупкая, не такая, как все. Мать дает себе обещание принять дочь такой, какая она есть, но окружающий мир требует иного — стремиться к этим «всем» изо всех сил, скорректировать оптику в пользу общества, казаться, а не быть. Этот роман — притча о любви, непохожести и хрупкости человеческих ожиданий, вдохновленная, по признанию автора, «Лавром» Евгения Водолазкина.


Афина Актипис. «Практическое руководство на случай апокалипсиса. Как пережить конец света и подготовиться к следующему»

Individuum

Практика проживания в начале XXI века продемонстрировала, что паника — плохая стратегия что на каждый день, что при наблюдении уникальных исторических событий. Афина Актипис, теоретик сотрудничества (и, между прочим, эксперт по зомби), объясняет, почему конец света — это еще не конец, и перечисляет все «апокалипсисы», которые человечеству удалось успешно оставить позади. А значит, есть возможность пережить и следующий. Используя теорию игр, эволюционную психологию и исторические примеры, автор доказывает: главное — не индивидуальные запасы консервов и туалетной бумаги, а способность людей объединяться. И да, укулеле в тревожном чемоданчике может оказаться не такой уж бесполезной вещью.


«Неизвестный Андерсен: сказки и истории»

«Городец»

Ханс Кристиан Андерсен — это не только «Русалочка», «Снежная королева» и «Гадкий утенок». Это еще примерно 150 сказок, которые вошли в его знаменитые сборники «Сказки, рассказанные детям» и были опубликованы в нескольких томах с 1835 по 1842 год.

Составитель этого сборника, специалист по творчеству Андерсена Андрей Коровин, объединил в издании 16 малоизвестных историй датского сказочника в современных переводах Ольги Дробот, Норы Киямовой, Елены Красновой и Нины Федоровой и дополнил их уникальными иллюстрациями Оскара Клевера, созданными в Царском Селе, в лагере в Конице в 1941–1942 годах и Ленинграде в начале 1970-х. Этот сборник — мост между поколениями: оно возвращает к истокам и одновременно открывает Андерсена заново.


Елена Крижевская. «За парадными дверьми: московские особняки в фотографиях и историях»

«Бомбора»

Не только художественная литература обрабатывает исторические процессы — не меньше внимания им уделяет нон-фикшн. Выходит все больше исследований повседневности, предметов и явлений, определяющих быт и среду обитания человека, открываются гостям закрытые ранее здания, а городские прогулки превращаются в охоту за утонченными фасадами и скрытыми деталями. Все это часто остается на расстоянии от любопытного взгляда — в силу, например, географических причин или по-прежнему закрытых дверей некоторых сокровищниц. Эта книга — редкая возможность заглянуть внутрь московских особняков конца XIX — начала XX века. Более 900 фотографий и 61 история — от купеческих домов с секретными молельными комнатами до особняков, стилизованных под викторианские замки. И конечно, такое издание не могло обойтись без историй людей, владевших этими домами, — московских элит своего времени.


Ольга Чередниченко. «Окаянные гастроли»

«Эксмо»

1913 год, Российская империя. Юная Шурочка Алексеева, мечтающая стать актрисой, сбегает с труппой Григория Рахманова, даже не подозревая, что режиссер проводит опасные эксперименты на своих актерах. Гастроли оборачиваются путешествием в мир шаманов, тифозных поездов, войны и революции. Чередниченко мастерски соединяет магический реализм с исторической прозой, превращая реальность в сцену, на которой все подчинено театральному ритуалу.

Прошлое и его осмысление в художественной форме — одна из ключевых тем литературного процесса последних 30 лет, требующая скрупулезной работы с архивами, а если посчастливится, то и со свидетелями описываемых событий. Но если свидетели ушли навсегда, это не значит, что их истории утеряны, это лишь делает исследования сложнее — но и увлекательнее.


Янь Лянькэ. «Сны деревни Динчжуан»

«Синдбад»

В начале 1990-х китайское правительство запустило кампанию по сбору донорской плазмы, и тысячи крестьян, соблазнившись обещаниями легких денег, массово сдавали кровь. Из-за антисанитарии это обернулось эпидемией ВИЧ, унесшей жизни целых деревень. Янь Лянькэ три года изучал истории пострадавших, но вместо документального исследования написал роман, отдавая себе отчет в том, что его работа не пройдет цензуру.

Сегодня этот текст — больше чем просто художественное осмысление трагедии. Это память, зафиксированная вопреки запретам, рассказ о людях, которых уже нет и о которых, возможно, не захотели бы вспоминать, если бы не эта книга.


Мария Фернандес-Миранда. «Загадка по имени Кристобаль Баленсиага»

«Колибри»

За последние два года модная индустрия все больше напоминает древнюю тектоническую плиту, вспомнившую, что и она способна на динамику: уходят креативные директора, меняются владельцы брендов, зажигаются новые звезды. Кажется, никогда еще обращение к истории моды не было так актуально, ведь она помогает понять, как все началось и через что уже удалось пройти без потерь или с минимальными последствиями.

Кристобаль Баленсиага, основатель собственного модного дома, создавал платья, которые до сих пор копируют и изучают в институтах, но сам при этом оставался почти невидимкой. Его называли «монахом высокой моды» и даже сомневались в его существовании. Журналистка и спикер TED Мария Фернандес-Миранда воссоздает восемь ключевых эпизодов жизни Баленсиаги: от детства в баскском городке Гетария до закрытия дома Balenciaga. Это не просто биография, а художественное переосмысление истории человека, который менял мир моды, оставаясь в тени.



Вадим Михайлин. «Из глубины экрана. Интерпретация кинотекстов»

НЛО

Книга антрополога, филолога и профессор Саратовского университета Вадима Михайлина. Он основывается на советском кино и объясняет, кто такой homo soveticus. Рассказывает о культовых лентах — от картин Юлия Райзмана и фильмов военного периода до «Маленькой Веры» и «Бакенбардов», а также сравнивает с зарубежным кинематографом. Книга в мягкой обложке, так что читать будет максимально комфортно.



Кристофер Лаверти. «Мода в кино. От Givenchy для „Завтрак у Тиффани“ до Prada в „Отель „Гранд Будапешт“»

ОДРИ

Издание с большим количеством картинок для настоящих эстетов! Автор Кристофер Лаверти исследует культовые образы, объясняет, почему они запомнились и какую роль сыграли в успехе фильмов. А также оценивает вклад фэшн-дизайнеров в кинематограф, знакомит с известными модельерами, их работами и тем, что осталось за кадром.



Виталий Калашников. «Галерея Москва. Шедевры знаменитых мастеров на улицах столицы»

«Бомбора»

Книга про работы знаменитых мастеров, которые можно встретить на улицах Москвы: скульптуры, фрески, мозаики и витражи Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Веры Мухиной и других известных художников. Увидите архивные фотографии и материалы, узнаете, на какой станции метро есть работа Дейнеки (спойлер: «Маяковская»), где на вокзале посмотреть выставку Евгения Лансере и что за скульптурные шедевры можно найти на городских кладбищах.



Алекс Громов. «Советские коммуналки»

«АСТ нонфикшн»

Исследование быта и отношений в коммунальных квартирах на основании воспоминаний их жителей. Прочитаете истории тех, кто рос, взрослел и старел в этих стенах. Поймете, как трансформировалось отношение к этому феномену советской эпохи в разные времена.


Ричард Томпсон Форд. «Дресс-коды. 700 лет модной истории в деталях»

ОДРИ

Энциклопедия истории моды рассказывает о 700 лет ее влияния на общество и политику. Автор изучает, как с помощью дресс-кодов монархия и аристократия сохраняли контроль и власть и какую роль играла одежда в борьбе за права и социальные изменения. Еще в книге есть яркие исторические иллюстрации, так что сможете рассмотреть наряды, о которых идет речь.


Екатерина Мишаненкова. «Средневековье в латах»

«АСТ нонфикшн»

Книга историка Екатерины Мишаненковой, разрушающая стереотипы о рыцарстве в Средневековье. На страницах — все подробности жизни воинов: как их воспитывали, посвящали, что было в кодексе чести и какой была повседневная жизнь этих мужчин — мода, вкусы и быт. Автор подкрепляет древними цитатами все написанное.


Амайя Аррасола. «Тоторо и я. Графическая биография Хаяо Миядзаки»

«Бомбора»

Книга о творческом пути одного из главных режиссеров аниме с иллюстрациями испанской художницы Амайи Аррасолы. Увидите все: от первых шагов в мире анимации до создания культовых мультфильмов «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками», «Ходячий замок» и других по хронологии. Узнаете про связь Миядзаки с матерью и про ее черты у женских персонажей, что вдохновляет мастера и какие смыслы он вкладывает в свое аниме.


Леонардо Нотарбартоло. «Украсть невозможно: Как я ограбил самое надежное хранилище бриллиантов»

«Альпина Паблишер»

Реальная история знаменитого вора Леонардо Нотарбартоло, который ограбил самый охраняемый алмазный фонд в мире в 2003 году. Кража вышла на сумму более полумиллиарда долларов (!). В первой части книги автор рассказывает свою биографию и главные правила жизни. А во второй ― детальный план ограбления и описание, как оно прошло. Понравится любителям сериалов «Бумажный дом» и «Все любят бриллианты».


Ситири Накаяма. «Спросите у бабушки Сидзуки»

Inspiria

«Спросите у бабушки Сидзуки» — первое из серии японских икигай-детективов расследование, уже на старте подкинувшее следователям много морально-этических вопросов, ведь замешан в нем сотрудник полиции… Разобраться в непростом деле предстоит Кацураги, начинающему и пока еще не хватающему звезд с неба детективу, и студентке юридического факультета Мадоке, у которой находятся не только четкие формулировки вопросов к каждой новой детали дела, но и козырь в рукаве. Точнее, прямо дома: ее бабушка, судья на пенсии, всегда готова помочь докрутить гипотезы, но выводы паре детективов предстоит делать самостоятельно.

Детективному сюжету всегда придает уют наличие персонажа, который точно знает, как жить, на что обращать внимание и как обычно связаны между собой люди и события. С этой точки зрения новинка Inspiria претендует на звание самого уютного детектива весны, ведь со всеми вопросами можно обратиться к бабушке Сидзуки, которая может подергать не только за нужные веревочки своих связей, но и затронуть сердца героев и читателей размышлениями о добре, зле и соотношении их сил в этом несправедливом мире.



Камилла Магамедова. «Тру-крайм свидания»

Marshmallow Books

К чему может привести увлечение тру-краймом? Не всегда к повышенному чувству осторожности и внимательности к окружающим людям — жизнь, как всегда, куда непредсказуемее любых, даже самых профессиональных сценариев.

Две первокурсницы Нура и Катя только что поступили на журфак. У одной — четкий внутренний компас и тяга к справедливости, у другой — обаяние и чутье на крутые истории. Вместе они мечтают запустить идеальный тру-крайм-подкаст, и сама судьба подкидывает им тему не просто эпизода, а полноценного сезона — недавно было обнаружено тело старшекурсника Марка, но что привело его к гибели, официальный «несчастный случай» или пока не раскрытый замысел, не ясно.

Нура и Катя начинают собственное расследование, и чем глубже они копают, тем яснее: дело не просто запутанное — оно опасное. Потому что убийца, скорее всего, где-то рядом. Может быть, даже в их любимой студии записи.


Эдуард Лимонов «Москва майская»

«Альпина.Проза»

Действие романа происходит в Москве 1969 года, в три весенних дня, но сквозь них проходит целая эпоха: поэтические кружки, поиски жилья и еды, и главное — попытка стать своим в среде, где все зыбко, остро и горько. Герои — реальные поэты и художники, хрущевские кухни и репетиции будущей эмиграции. Написанный в Париже спустя десятилетия, этот роман содержит в себе двойную перспективу — память молодого автора и холодное чуть насмешливое всезнание зрелого. Получился текст одновременно сырой и точный, дерзкий и ранимый.

Считавшийся потерянным роман Лимонова в первый же день релиза был раскуплен полностью, но на фестивале его можно будет найти в новом оформлении — с яркой обложкой и мягким переплетом, созданным буквально как раз для того, чтобы кинуть в рюкзак и читать в парках уже июньской Москвы.


Лев Кузьминский. «Дневник невидимки»

Livebook

Здесь все буквально — как это часто бывает у подростков. Главная героиня повести — настоящая невидимка. Не метафорически, а физически. У нее есть семья, школа, друзья и недруги, только никто ее не видит. Странно? Совсем нет, если вспомнить, как часто подростки чувствуют себя невидимыми в переносном смысле.

Вошедшая в шорт-лист премии «Лицей» повесть молодого прозаика Льва Кузьминского аккуратно и с пониманием говорит о взрослении — таком, каким оно есть: жестком, тревожном, но полном определяющих всю дальнейшую жизнь открытий и решений. «Дневник невидимки» — это честный разговор о принятии себя, настоящей поддержке и о том, как письмо о себе может стать способом замечать и фиксировать ход жизни.


Кэсер Уилла. «Песня жаворонка»

«Дом историй»

История оперной певицы Теи Кронборг, начинающаяся как цепочка случайных знакомств в Америке начала XX века и заканчивающаяся большой славой в Европе. Каждая встреча становится шагом к преображению, но с каждым следующим плата за успех растет. Повествование как ария без оркестра: сдержанное, благородное, пронзительное. Один из тех редких романов, в которых высокое не противоречит простому, а жизненный путь звучит как музыка, яркое звучание которому придает исторический контекст и биография реальной оперной певицы Олив Фремстад, ставшая основой художественного повествования.


Евгения Овчинникова. «220 метров»

«Альпина.Проза»

Кажется, такой сюжет возможен только в Петербурге — при расселении старой коммуналки под полом находят тело. Агент по недвижимости Михаил и его жена Лена оказываются втянутыми в дело, к которому, казалось бы, не имеют отношения. Но у прошлого своя логика, и завязка, начавшаяся с вполне делового и обезличенного разговора, оборачивается для героев путешествием внутрь себя. Здесь нет дешевого саспенса, но есть тревожная, точно выстроенная история о вине, разломах в отношениях и о том, что могут рассказать о дне сегодняшнем старые стены. Питер — будто еще один герой романа: всевидящий, но молчаливый.


Сьюзен Коллинз. «Рассвет жатвы»

АСТ

Новая книга стала первым за пять лет романом Коллинз — приквелом цикла саги «Голодные игры». В России книга выходит в оригинальной обложке. Издание расширяет вселенную «Голодных игр» и рассказывает о событиях, случившихся за 24 года до основной саги. В центре — Хеймитч Эбернети, будущий наставник Китнисс Эвердин, главной героини саги. Вместе с тремя другими участниками из Дистрикта 12 он отправляется в Капитолий. Он знает, что выжить в таких играх почти невозможно, потому что самые страшные враги скрываются за пределами арены.


Елена Нещерет. «Байки книготорговца»

«Азбука»

Каждый книжный магазин наполнен историями — не только напечатанными, но и подслушанными. В центре — читатели, курьеры, случайные посетители со своими вопросами и поисками. Кто бы мог рассказать о них лучше, чем книготорговец? Елена Нещерет работает в питерском книжном «Во весь голос» и ведет хронику этой тихой ежедневной драмы: кто и за чем приходит, как выбирают книги, зачем на самом деле заходят в книжные и почему в этом всем есть что-то почти священное. Перед нами — серия наблюдений, в которых много юмора, иронии, но ни капли цинизма. Это легкое и одновременно умное чтение, которое напоминает: книги — это не только содержание, но и контекст, и сообщество, и встреча.


Евгения Некрасова. «Адвокатка Бабы-Яги»

Редакция Елены Шубиной

Несмеяна больше не грустит, Баба-Яга заводит себе адвокатку, а Человедица вступает в диалог с богиней вулканов Пеле. Все это — не сказки, а «небыли»: мир, в котором архетипы обретают новые очертания, а фольклор встречается с реальностью лицом к лицу. Заговоры больше не работают, речь прячется в переднике Еги-Бихи, домовые стерегут квартиры как положено. Причудливые существа вмешиваются в размеренную жизнь, изменяя ее — и лишь иногда в лучшую сторону.


Сергей Капков. «Творческое объединение «Экран». История телеанимации от Леопольда до Пластилиновой вороны»

«Бослен»

«Ноги, крылья — главное хвост!», «Ребята, давайте жить дружно», «Мы бандито, гангстерито» — все эти фразы вырваны из контекста, но никогда — из сердца. Сергей Капков подробно описал историю студии, подарившей миру «Котенка по имени Гав», «Пластилиновую ворону», «Дядюшку Ау» и сотни других голосов, песен, мультфильмов.

«Экран» — не самый громкий герой советской анимации, но без него невозможно представить целый пласт культурного кода. В этой книге из тени выходит пестрая команда художников, режиссеров, композиторов; и каждый разворот книги — как открытие в архиве или встреча с голосом из детства.


«Большая книга мифов России»

«Бомбора»

Все чаще современные авторы в текстах обращаются не к золотому фонду древнегреческих или скандинавских мифов, а к своим — местным, странноватым, полузабытым. Домовые, лесные духи, шаманы, водяные, змеи и Бабы-Яги — все это не архаика, а живая ткань реальности, на толику менее очевидная, чем привычные городские пейзажи. Книга объединяет мифы всей России и дает представление не только о локальных верованиях, но и о формах их бытования — от сказок до шаманской космогонии. И пусть иногда один и тот же персонаж зовется по-разному, в этом и есть суть — страна огромна, мифов много, и каждый дает свою подсказку к тому, что происходит с нами и литературой сегодня.



Онхо Ким. «Книжные магазины: большое путешествие от Сеула до Санкт-Петербурга»

МИФ

Ким Онхо — исследователь книжных лавок, одержимый ими почти как археолог своими артефактами. Он проехал по всему миру — от Осло до Токио, от Парижа до Санкт-Петербурга — и составил атлас мест, где книги живут свою лучшую жизнь. Этот альбом наполнен не только фотографиями и описаниями, но и будто той гулкой тишиной, периодически прерываемой шелестом страниц, которую не поймать в нескончаемой ленте предложений маркетплейсов.


Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

14 июня